Какое влияние гаджеты оказывают на зрение ребенка?

Этот вопрос приобретает особое значение в последнее время, когда в школах все яснее набирает обороты кампания по замене бумажных учебников на электронные.
Ответы на этот вопрос можно услышать самые разные, от категорического “Гаджеты очень вредны для зрения!” до прямо противоположного  “Гаджеты полезны для зрения!”. Между этими полярными точками зрения удобно расположилось маловразумительное “Это неизвестно… нужно проводить исследования… если бы гаджеты были вредны, то их бы не выпускали” и так далее. При этом сторонники той или иной версии, как правило, ничем, кроме собственного убеждения, подкрепить свою позицию не могут.
На деле ответ на поставленный вопрос хорошо известен, все необходимые исследования уже проведены и соответствующие работы написаны. Достаточно свести воедино не такое уж большое количество фактов, чтобы сделать вывод: на современном технологическом уровне гаджеты негативно влияют на зрение. Ниже  рассмотрены некоторые конкретные аспекты этого влияния и приведены меры, позволяющие хотя бы частично, его компенсировать.

1. Blue Hazard или “Синяя опасность”.
В качестве источников света в гаджетах используются светодиоды, характерной особенностью спектра которых является провалы в зеленой и красной части при остром пике в синей области, на частоте около 450 нм. Аномальное превышение в несколько раз интенсивности свечения в синей области  над свечением в зеленой и красной области, приводит к сбою в работе системы яркостной адаптации зрения ребенка и попаданию на сетчатку повышенной дозы синего излучения.
Детский хрусталик, в отличии от слегка желтоватого хрусталика взрослого человека, абсолютно прозрачен для синего пика и в этом случае никак не может защитить сетчатку глаза от его воздействия. Как результат, в долгосрочной перспективе существенно возрастают риски фотохимического повреждения сетчатки и аномально ускоряются темпы накопления в ней пигмента липофусцина, названного за свое деструктивное действие на работу сетчатки “пигментом старения”. Практически во всех моделях гаджетов сейчас производители встраивают функцию защиты от синего пика, но это лишь маскирует проблему, никак ее не решая.

2. Гаджеты способствуют формированию  доминирования обзорного вида зрения над объектным и подавляют детальный.
Наше зрение умеет адаптироваться к окружающей реальности и поставленным задачам. При взгляде вдаль мы пользуемся обзорным зрением, для которого характерно отсутствие точной направленности и сфокусированности взгляда на каком-то конкретном предмете. Таким же образом мы смотрим и вблизи, если нет необходимости рассматривать детали. В обоих этих случаях фузионные механизмы, которые отвечают за точное наведение зрительных осей глаз в точку внимания, не работают.  Не работают в полной мере и аккомодационные механизмы, поскольку нет необходимости в получении  максимальной остроты зрения, нужно просто охватить взглядом как можно большую часть окружающего пространства. Работа аккомодации в этом случае  сводится сводится к получению минимально достаточной остроты зрения при максимально широком поле зрения. Этот способ для нашего мозга наименее энергозатратный , поэтому при каждом удобном случае мы используем именно его.
Объектным зрением мы пользуемся тогда, когда нам необходимо рассмотреть какой-то объект, который мы можем сразу охватить взглядом и который нас интересует весь целиком. В этом случае поле зрения несколько уменьшается, а острота зрения, наоборот, повышается. Энергозатраты на настройку этого вида зрения для мозга будут выше, но вполне ему по силам для работы в таком режиме в течение достаточно длительного времени.
Самые высокие энергозатраты на настройку зрения вызывает детальный вид зрения, которым мы пользуемся для рассмотрения мелких деталей какого-либо объекта. Для этого вида зрения характерно сильное сужение поля зрения при одновременном подъеме остроты зрения до возможного максимума. При этом в полной мере задействованы фузионные и ковергентно-аккомодационые механизмы. Этот вид зрения в раннем детстве является доминирующим, по мере взросления он приобретает все более кратковременный характер. При детальном зрении все механизмы зрения работают на полную мощность и надолго их не хватает. Поэтому детальный вид зрения постоянно чередуется с каким-либо из других видов зрения. Именно детальный вид зрения является фундаментальной основой для правильного развития всей зрительной системы ребенка и формирования высокой остроты зрения.

Какой же вид зрения доминирует при использовании гаджета? Очевидно, что не детальный, поскольку для чтения текстов детали не нужны, а гаджетные картинки по большей части имеют упрощенный вид и деталями похвастаться не могут. Остается объектный и обзорный, причем при чтении текстов и смотрении фильмов (а это подавляющая часть всего гаджет-контента)  всегда используется обзорный вид зрения.
Вывод? При длительном использовании гаджеты создают все условия для доминирования обзорного типа зрения, что приводит к нарушению  формирования зрительной системы ребенка  и общему снижению остроты зрения ниже уровня нормы.

3. Гаджеты создают благоприятные условия для перевода из латентного состояния в явное таких нарушений зрения, как миопия и косоглазие.
Практически у каждого ребенка сейчас имеются те или иные зрительные нарушения, в скрытой или явной форме. При правильном образе жизни возможности нашей иммунной системы позволяют компенсировать значительную часть нарушений, которые в этом случае находятся в латентном состоянии  и могут никогда себя не проявить. При неправильном – этих возможностей уже не хватает и заболевание из скрытой фазы может перейти в явную. В случае предрасположенности ребенка к миопии или косоглазию использование гаджетов создает все условия для такого перехода.

Трехцветная пиксельная структура экрана гаджета представляет собой постоянный источник стресса и повышенных энергозатрат для нашей зрительной системы, поскольку изображение на экране гаджета кардинально отличается от естественных объектов, на опыте восприятия которых тысячелетиями формировалось наше зрение.
При расстоянии от глаз до гаджета 30 см. ребенок с нормальной остротой зрения свободно читает текст размером 0,4 мм. У недорогих моделей гаджетов, которые в основном и покупают родители детям, в этот размер укладывается всего 10-15 трехцветных пикселей размером около 0,03-0,04 мм. Для сравнения, человеческий глаз в состоянии различать объекты в 10 раз меньше, размером 0,004 мм. Поэтому один трехцветный пиксель наш глаз воспринимает не как один пиксель, а как три разных субпикселя с тремя разными цветами, из которых уже зрительный анализатор одному ему известными способами должен синтезировать суммарное цветное изображение. В каких-то случаях, для решения этой задачи, помимо собственно синтеза, зрительная система вполне может пойти и по пути  “размытия”  трех субпикселей разного цвета в один общий пиксель соответствующей настройкой оптики глаза, что фактически означает принудительное вынужденное понижение остроты зрения, с последующей стабилизацией такой настройки. Очевидно, что эти процессы не являются для нашего зрения нормальными и требуют повышенных расходов энергии и “процессорного” времени нашего мозга. Даром это не проходит и утомление от длительного пользования гаджетами достаточно быстро дает о себе знать. Снижение остроты зрения, сухость глаз, быстрая утомляемость, неспособность к сколь-нибудь длительной концентрации внимания, головные боли – вот далеко не полный перечень тех заболеваний, которыми расплачивается организм ребенка за аномальную работу зрения на экранах гаджетов.

Далее, типичное стилизованное изображение на экране гаджета, наряду с пиксельной структурой, имеет в десятки и сотни раз меньшую информационную плотность по сравнению с изображением от восприятия естественных объектов. Поэтому на сетчатке глаза изображение формируется не множеством разнородных точек, а во много раз меньшим числом протяженных информационно-однородных пятен. Поскольку в естественных условиях сам факт такого изображения невозможен, у человека нет эволюционно-выработанных алгоритмов для его обработки. Поэтому зрительная система вынуждена прибегать, с одной стороны, к повышению числа итераций настройки и обработки в целях получения хоть какого-то приемлемого результата, а с другой, к интерполированию и упрощению анализа полученных данных, поскольку для полноценной обработки полученного объема информации недостаточно.
В первую очередь при такой ситуации страдают механизмы управления вниманием, аккомодационные  и фузионно-конвергентные механизмы.
Механизмы управления вниманием в таких условиях постепенно перестраиваются на приоритет “грубого” обзорно-клипового восприятия, которого достаточно для восприятия гаджет-контента. Соответственно способность ребенка к удержанию внимания и восприятию деталей  ослабевает.
Аккомодационные механизмы, в условиях “пиксельно-пятнистого стресса” и недостаточности объема информации для своей нормальной работы, со временем переходят в режим пониженных энерго- и аккомодационных расходов, что приводит к соответствующему снижению остроты зрения.
Фузионно-конвергентные механизмы,  не получая необходимого им для нормальной работы объема информации, со временем  формируют сдвиг баланса глазодвигательных мышц в сторону экзофории, который, в свою очередь, приводит к повышенным конвергентным нагрузкам при чтении вблизи, формированию низкого наклона головы при чтении и, в конечном счете, к прогрессированию миопии. В случае, если у ребенка изначально была физиологическая гетерофория, все эти процессы вполне в состоянии привести к разрушению бинокулярного зрения, перевести гетерофорию из компенсированного состояния в декомпенсированное с последующим переходом в явное косоглазие.

4. Гаджеты занимают все большую часть времени в жизни родителей и детей.
Пожалуй, это главная проблема. Давно известно, что результат какого-либо влияния зависит от силы этого влияния и времени его воздействия. Все вышесказанное, видимо, не имело бы такого серьезного значения, если бы не время, которое забирают у нас гаджеты. Десять, двадцать, тридцать минут  в день за гаджетом не являются для ребенка такой уж большой проблемой. Но сегодня реальность совсем иная: в общественном транспорте, в машине, на улице, за обеденным столом, в кровати и т.д. и т.п. – гаджет всегда со мной. Дети, родители – без разницы, у всех “blue face” – “голубое лицо”. Влияние гаджета  на родителей и ребенка, на их взаимоотношения становится доминирующим. И это влияние выходит далеко за рамки проблем со зрением. Сегодня в западных источниках появляется все больше материалов о негативном воздействии гаджетов на психику ребенка, на его поведение и физиологию. Можно ли с этим что-то сделать? Нужно ли с этим что-то делать? Этот вопрос выходит за рамки нашего материала. Что же касается зрения – рекомендация здесь может быть только одна: чем позже ребенок познакомится с гаджетом и чем меньше времени будет за ним проводить, тем лучше.

5. Меры, позволяющие уменьшить влияние гаджетов на зрение.
Blue Hazard.
При современном уровне развития технологий  проблема не решается, есть экран – есть и “синяя опасность”. Для решения проблемы необходимо разработать экраны, работающие на принципиально иных источниках света, по разным оценкам для этого понадобится 5-10 лет. Что делать сейчас – установите на гаджете ребенка режим защиты от Blue Hazard, на большинстве гаджетов он есть. Этот  режим не решает проблемы в целом, но хотя бы в небольшой ее части.
Кроме того, для общего и местного освещения  в комнате ребенка, а лучше во всей квартире, используйте лампы накаливания или галогенные лампы, поскольку светодиодные лампы имеют тот же синий пик в спектре излучения, что и экраны гаджетов.

Тренируйте детальное зрение.
Обращайте внимание ребенка на детали при каждом удобном случае.Поиск птиц и белок на ветках, желудей и орехов в листве, рассматривание мелких деталей в картинках , посмотри какой рисунок на камне, как кошка держит лапку, как воробей чистит перья, и т.д и т.п. – детали окружают нас везде, нужно только постоянно обращать внимание ребенка на них и сформировать привычку уметь их видеть.

Профилактика и реабилитация скрытых нарушений зрения, которые могут перейти в явные при пользовании гаджетами.
Проверьте, есть ли у ребенка бинокулярное зрение. Отсутствие бинокулярного зрения – верный признак скрытых от глаз родителей нарушений.
Проверьте, одинаково ли хорошо видит ребенок каждым глазом.
Проверьте расстояние, с которого ребенок читает или рассматривает картинки вблизи, оно не должно быть меньше 40 см.
Проверьте и запишите максимальную остроту зрения вдаль для каждого глаза ребенка любым доступным в домашних условиях способом. Это может быть расстояние, на котором он может прочитать номера машин, расстояние до какого-то текста, который он сможет прочитать и т.д и т.п. Проверяйте сохранность остроты зрения не реже чем раз в два месяца и вам не придется сожалеть об упущенном времени.

Если в ходе любой из этих проверок возникли вопросы – это прямое показание для неотложного посещения детского офтальмолога. Только после обследования можно рекомендовать те или иные профилактические или реабилитационные мероприятия, самолечение здесь неуместно.

Время и содержание.
Здесь двух мнений быть не может: чем меньше времени ребенок проводит за гаджетом, тем лучше. Что касается содержания, старайтесь чтобы оно по возможности было как можно более изобразительно-насыщенным, со множеством деталей. Размер текста чем меньше, тем лучше.

20.02.2018

Comments are closed.